85% родителей считают, что очень важно говорить ребенку, что он умен. Мотив, стоящий за этим примерно такой: если убедить ребенка в том, что он умен и обречен на успех, то он будет уверен в себе и готов к любым сложностям, ведь он знает, что справится. И тогда он будет победно шагать по жизни, легко преодолевая все трудности и невзгоды.
Как бы не так.
В Америке заметили интересную тенденцию. Среди самых одаренных учеников очень распространена пониженная самооценка, хотя, казалось бы, с чего? Они лучшие в классе, результаты на IQ тесты зашкаливают, они умнее, чем 95% детей, о чем им, конечно, неустанно напоминают. Удивительно, но именно такие талантливые дети зачастую не могут справиться с задачей, если у них не получается с первого раза. Они привыкли, что все дается легко. Если задание слишком сложное, и есть риск не подтвердить свой статус умного, то они предпочитают не браться. Ставки слишком высоки.
Почему так происходит и что с этим делать?
ГИБКОЕ И ФИКСИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ
20 лет назад Кэрол Дуэк провела свой знаменитый эксперимент с пятиклассниками. Детям дали простой тест на IQ, с которым все справились очень хорошо. После этого исследователь сообщил каждому ребенку его результат и коротко похвалил его. Половине детей сказали “Ты, наверное, очень умный”, а другой половине – “Ты отлично поработал”. Была сказана только одна фраза.
После этого детям предложили следующий тест на выбор: или более сложный (им говорили, что они многому смогут научиться, если выберут его), или такой же простой тест, как и предыдущий. 90% тех, кого похвалили за усилия (“Ты отлично поработал!”) выбрали более сложный тест. Большая часть тех, кого похвалили за ум выбрали простой тест – они решили не рисковать своим статусом умного.
На третьем этапе всем детям дали сложный тест для семиклассников, с которым все справились плохо. Этот тест здесь играет роль досадного препятствия, неудачи.
На четвертом этапе все получили тест, аналогичный самому первому, простому.
Внимание, результаты.
Дети, которых в самом начале похвалили за способности, улучшили результаты последнего, простого теста на 30%.
Результаты детей, которых похвалили за ум, упали на 20%.
Это невероятный результат, особенно учитывая, что была сказана всего лишь одна фраза! Теперь представьте, как постоянная “правильная” похвала отразится на готовности ребенка преодолевать трудности и на уверенности в своих силах.
ПОЧЕМУ?
Почему так происходит? Почему всего лишь одна фраза способна сильнейшим образом изменить результаты тестов на интеллект и отношение к трудностям?
Давайте подумаем, что такое похвала, и зачем она нужна.
Похвала – это позитивная обратная связь от людей, которая указывает нам на то, ЧТО мы делаем правильно. Таким образом мы понимаем, что такое хорошо, и что стоит продолжать делать. Создается цепочка “Я делаю то и то – меня награждают (похвала) – я доволен – я буду продолжать это делать”.
Если мы хвалим ребенка за усилия, то связка, которая создается примерно такая: “я стараюсь – это хорошо (меня хвалят) – я буду продолжать стараться” . Естественно, старания приносят результат. То есть результат зависит от совершаемых действий. Сам факт усилий и действий имеет ценность.
Это дает контроль над ситуацией.
В обратной ситуации, когда мы хвалим за ум, наше сообщение “ты уже умный – это хорошо”. То есть, я показываю хорошие результаты, потому что уже умен, а не потому, что я конкретно что-то сделал. Быть умным в глазах других – хорошо. Это надо беречь.
В этом случае действия не ведут к результату, они всего лишь показывают какой я. И если они могут показать, что я не такой уж и умный, то лучше их избегать. Потому что иначе все решат, что я глупый.
Это отнимает контроль над ситуацией – действия сами по себе не имеют ценности, они всего лишь “проводники” природных способностей.
ЕЩЕ ОДНА ОПАСНОСТЬ ПОХВАЛЫ
Кроме того, если хвалить за ум, то происходит еще одна неприятная вещь. Развивается фокус на соревновании и том, чтобы обязательно быть первым. Соревновательность как таковая – это не плохо, это скорее хорошо. Но соревновательность в ущерб рабочему процессу – это, в общем, не очень хорошо.
Это отлично иллюстрирует еще одно исследование Кэрол Дуэк.
Детям было нужно решить две головоломки. После того, как ребенок решал первую, его спрашивали, что он предпочитает сделать сейчас: изучить новую стратегию решения головоломок, которая пригодится во время решения второго задания (очевидно полезное знание), или узнать свой результат по первой головоломке и сравнить себя с другими учениками. Никаких призов за лучшие результаты не было. Это ненужное знание, но важное для тех, кто хочет быть первым. Дети, которых хвалили за ум, предпочитали узнать результаты и сравнить себя с другими, а не получить полезное знание.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Название этой статьи, конечно, неверное.
Хвалить нужно. Хвалить за то, что конкретно хорошее сделал ребенок. Хвалить за действия, не за “природные таланты”, и наблюдать, как ребенок становится все более ответственным и настойчивым.
Хвалите детей, хвалите много и от души. Но делайте это так, чтобы это не сковывало их необходимостью быть “умными”, а окрыляло свободой действовать.
Прекратите хвалить ребенка
Комментариев нет:
Отправить комментарий