Сын Сауда, отец государства
С течением времени имя аль-Ваххаба стало нарицательным. Термин “ваххабиты”, которым зачастую описывают мусульман, стремящихся жить так же, как жили их далекие предки в первые годы ислама, восходит именно к Мохаммеду аль-Ваххабу. Впрочем, сами эти люди считают этот термин ошибочным и даже опасным, поскольку они не выделяют аль-Ваххаба среди других людей и, тем более, не почитают его. Но в публицистике “ваххабизм” часто используется для обозначения наиболее строгого и буквального понимания исламской религии. И широкое распространение этого термина говорит о немалом влиянии проповедника, сумевшего оставить память о себе в веках.
Однако миссионерство в те годы не было простым занятием. Активность аль-Ваххаба очень не нравилась шейхам многих аравийских племен, чей основанный на традициях авторитет стремительно таял на фоне роста популярности “ниспровергателя языческих традиций”. Возмущены были и многие чиновники Османской империи, чьей составной частью тогда был Аравийский полуостров. В поведении проповедника, в его умении вести за собой массы и убеждать людей в собственной правоте, они видели угрозу если не власти самого султана, то, как минимум, его наместников в Аравии. Вскоре перед непреклонным миссионером встал выбор между казнью и изгнанием.
Аль-Ваххаб был вынужден пуститься в бега и нашел пристанище в далекой как от притеснителей, так и от крупных городов и главных караванных путей местности, известной как Эд-Диръия. Управлял теми краями Мохаммед ибн Сауд, то есть, сын Сауда. Ему было тесно в отрезанном от большого мира едва проходимыми песками куске пустыни, расположенном почти в самом центре Аравийского полуострова. Ибн Сауд мечтал о большем – об освобождении всего региона от турецкого владычества и объединении всех земель Аравии под своим личным началом. И появление в Эд-Диръия известного уже почти всему арабскому миру Мохаммеда аль-Ваххаба давало надежду на осуществление этой мечты. Ибн Сауд с готовностью предложил проповеднику кров, пищу и свою помощь.
Подчинению новых территорий помогли и письма с призывом к священной войне – джихаду, во множестве написанные аль-Ваххабом и разосланные правителям и старейшинам различных аравийских племен и кланов. Воодушевленные воинственными строками проповедника, обещавшими бескомпромиссную победоносную войну за чистоту веры, вожди с удовольствием присоединялись к его борьбе.
В ХІХ веке первому саудовскому государству подчиняются территории за пределами Аравийского полуострова. В 1801 году сын бин Сауда Абдул-Азиз во главе двенадцатитысячной армии без боя занимает иракский город Кербела (османский гарнизон бежал, узнав о приближении саудовской армии). Новые хозяева уничтожили шиитские святыни, включая мавзолей внука пророка – имама Хуссейна, и убили пять тысяч местных жителей. Шииты, с точки зрения наследников аль-Ваххаба, наделяли своих религиозных лидеров-имамов такими исключительными качествами бога, как наличие недоступных простому смертному знаний о природе вселенной и человека и способностью влиять на ход событий и судьбы людей. А значит, верили последователи аль Шейхов, они не просто заблуждались, а были виновны в страшнейшем из грехов – многобожии.
Шииты не забыли и не простили иракской резни. Через год после взятия Кербелы 82-летний Абдул Азиз был убит в мечети одним из выживших иракцев. Власть перешла к сыну убитого, который первым из династии заслужит особую приставку к имени – Великий.
Вместе с Меккой в руках Саудов оказался и второй священный город – Медина. С мечетью, построенной еще при жизни Мохаммеда, на территории которой он после смерти был похоронен.
До похода Сауда почти триста лет – с 1517 года – Мекка и Медина находились под властью османских султанов, которую никто не оспаривал. Завоевав эти места, они добавили к своим титулам, наверное, самый громкий из всех возможных в мусульманском мире – Хранители двух Святынь ислама. Кроме того, Османы перестали быть просто монархами, пускай и одними из самых блистательных и успешных в истории. Каждый султан с ХVI века принимал еще и титул халифа – религиозного главы всех мусульман-суннитов мира.
Носить такой титул было не только крайне почетно (молитвой о здравии халифа, например, начинались все пятничные проповеди в мечетях Мекки и Медины), но и довольно хлопотно. Ведь хранители Святынь брали на себя обязанности по поддержанию священных мест в достойном их статусу состоянии и должны были обеспечивать безопасность паломников-хаджиев в дни их непростого путешествия к Каабе. Османские султаны еще и оплачивали ежегодное создание новой кисвы – расшитого золотом огромного покрывала для Каабы, очень дорогого и крайне сложного в производстве. Но монархи не жалели денег – ежегодная замена старой кисвы на новую как ничто другое подчеркивала богатство и могущество султаната, подкрепляла права дома Османов на лидерство во всем исламском мире.
Потеря контроля над священными городами была непростительным ударом по престижу Османов. Позором, смыть который Стамбул решил кровью захватчиков.
Россия, оторвавшая Крым и вмешавшаяся в дела Валлахии и Молдавии, бывшими в то время османскими провинциями, почти не скрывала намерений поживиться еще несколькими кусками враждебной ей империи. Сербы, веками мирившиеся с турецким владычеством, как раз в это время устроили революцию в попытке обрести независимость. Наполеон, хоть и ненадолго, но завладел Египтом, познакомив местных чиновников и богачей с настоящей европейской роскошью и крайне опасным французским свободомыслием. Да и в самом сердце османских земель бунтовали янычары. Недовольные реформами, они грозили похоронить все прежние привилегии этой элиты турецких войск.
Все силы, все ресурсы уходили на сдерживание европейских держав и замирение янычарских бунтов. Дело усмирения сепаратистов, замахнувшихся на подчинение себе Аравийского полуострова и контроль над Святынями, Стамбул мог доверить… только другим сепаратистам – армии египетского наместника Мохаммеда Али.
Албанец по происхождению, Али долгие годы служил империи, занимаясь сбором налогов, но вынужден был оставить непыльную работу после вторжения французов в Египет в 1798 году. Призванный в османскую армию, бывший фискал отличился в боях с европейцами и был произведен в заместители командира отряда албанских воинов. После короткой оккупации Египта наполеоновской армией Стамбулу нужно было восстановить в своей главной африканской провинции имперские институты и авторитет власти, поэтому албанцы остались в краю пирамид и после бесславного ухода захватчиков. Пользуясь заслуженной славой смелого воина, Мохаммед Али смог завоевать авторитет и популярность не только среди своих товарищей (таких же как и он, пришлых солдат), но и среди египетского духовенства и знати. Вдобавок, как оказалось, он был умелым и довольно рисковым интриганом и, при поддержке местной элиты, не просто провозгласил себя повелителем Египта, но и заставил Стамбул признать его имперским наместником – хедивом.
Основанная на буквальном прочтении Корана и рассказов о жизни и поступках пророка Мохаммеда Корана – хадисов, призывающая к скромности и подчинении воле Всевышнего идеология аль-Ваххаба довольно быстро обрела популярность в разных османских землях. И грозила подорвать авторитет не только султанов, но и их ретивого египетского наместника. Тем более, после захвата Мекки и Медины у людей могло сложиться впечатление, что Сауды и аль Шейхи более угодны Всевышнему, отдавшему священные места в их руки, чем старые власти.
Вероятно, именно из-за угрозы, в том числе и своей власти, Мохаммед Али с готовностью откликнулся на призыв из Стамбула начать боевые действия против первого саудовского государства. Хедив отправил на Аравийский полуостров двух сыновей, начавших кампанию, известную в истории как Османо-саудовская или Ваххабитская война.
Первое Саудовское государство какое-то время сопротивлялось сыновьям бывшего албанского солдата, но в 1818 году старший из них – Ибрагим Паша, купив лояльность аравийских шейхов дорогими подарками, разгромил оставшиеся без поддержки местных племен силы Эд-Диръия и уничтожил их столицу. Стамбул не только вновь обрел Мекку и Медину, но и получил плененных Ибрагимом лидеров сепаратистов. Их глава – сын Сауда Великого, последний правитель первого саудовского государства Абдалла – был казнен. Отрубленную голову несчастного бросили в Босфор – замахнувшиеся на авторитет Османов не заслуживали уважительного обращения даже после смерти. Но другие потомки основателей государства скрылись от египетских войск и выжили.
Максимально четко концепция нового государства (и она же – концепция ваххабитского мировозрения) описана в труде подданного Саудов Хамада ибн Атика. Суть текста, по давней арабской традиции, раскрывается уже в его названии: “Путь полного разрыва отношений с еретиками и многобожниками”. Этот труд наследовал уже сложившейся в первом саудовском государстве богословской литературной традиции, но он же наметил и раскол между двумя правящими фамилиями с одной стороны и не во всем с ними согласным духовенством с другой. В частности, ибн Аттика осуждал тех представителей царствующего дома, кто в прежние годы искал помощи у западных государств. А к ним относился, например, сам завоеватель Святынь Сауд Великий, какое-то время бывший в военном альянсе с Великобританией во время обострения отношений последней с Османской империей.
Несмотря на не всегда хорошие отношения внутри семьи Саудов (сын и наследник Абдул-Азиза Сауд был свергнут собственным братом Фейсалом, которого, в свою очередь, застрелил его племянник), третья попытка создания государства оказалась вполне успешной. А заложенная еще в XVIII веке модель совместного управления страной двумя семьями работает и поныне.
Сауды, как и почти три века назад, отвечают за административное управление, за внешние связи и экономику, а аль Шейхи – за религиозные вопросы. В их подчинении не только университеты и религиозные школы, но еще и религиозная полиция. Она следит, например, за тем, чтобы никто не нарушал пост в священный месяц Рамадан и не оказывал знаков внимания могилам пророка Мохаммеда и первых халифов, то есть, не впадал в грех многобожия, с точки зрения доктрины, которой придерживаются аль Шейхи.
Эта семья первенствует и в совете улемов – собрании авторитетных знатоков ислама, трактующих те или иные положения Корана или хадисов, фактически служащих для королевства конституцией. Монарх же в Саудовской Аравии не только глава государства. Он возглавляет кабинет министров, который сам же и формирует. Правительство это в большинстве своем состоит из мужчин королевской крови. В западных СМИ саудовская модель правления зачастую описывается примерно такой схемой: Сауды не вмешиваются в религиозные дела, полностью отдав их в ведение аль Шейхов. Те, в свою очередь, публикуя призывы-фетвы, через духовенство и СМИ легитимизируют власть монархов. Это, конечно, упрощенное представление о реальной конструкции власти королевства, но в целом верно описывающее основные ее механизмы.
Разумеется, монархи выступают в качестве заступников верующих, и в их стране уже несколько десятилетий находят убежище гонимые на родине мусульмане. Приют могут получить и египетские студенты-богословы, бросившие вызов светским властям, или сирийские мятежники, попытавшиеся в 1980-х свергнуть правительство Хафеза Асада, принадлежащего к религиозной общине алавитов, издавна считающихся в среде суннитов еретиками. Но помощь братьям по вере не отменяет закрытости власти как от своих, так и от приезжих мусульман. И этот факт уже давно беспокоит ряд богословов, не входящих в ближний властный круг Саудовской Аравии.
Сейчас представителям двух семей вновь принадлежат обе Святыни. Причем никто права королевства на Мекку и Медину не оспаривает. В узурпации двумя семьями прав на принятие решений, способных повлиять на всю мусульманскую общность богословам видится нарушение одного из ключевых для ислама принципов эгалитаризма – равенства перед богом всех верующих, вне зависимости от их происхождения, национальности и цвета кожи. Еще одним источником недовольства были и остаются тесные связи правящей семьи с неисламскими странами. Прежде всего, с Великобританией и США. Нынешнее нефтяное благополучие Саудовской Аравии – средняя зарплата в стране составляет порядка 80 тысяч долларов в год при минимальной около 17 тысяч долларов в год – во многом достигнуто именно благодаря этим двум государствам западного мира.
Арабское восстание, поднятое при помощи легендарного ныне британского агента Лоуренса Аравийского, преследовало две цели: военную победу над османами и установление дружественных Лондону режимов на Ближнем Востоке, который вызывал у британской короны все больший интерес благодаря своим природным запасам.
А вслед за британцами на Аравийском полуострове оказались и американцы. В 1931 году новое королевство практически одновременно получило дипломатическое признание со стороны Вашингтона и отдало концессионные права на свои недра калифорнийской компании Standard Oil.
Изначально соглашение с нефтяным гигантом предусматривало лишь получение королевством фиксированных сумм из США взамен на передачу прав на поиск и добычу нефти. Но с годами и ростом объемов добычи договоренности неоднократно пересматривались. Так, в 1950-е стороны посчитали возможным разделить прибыли от добычи пополам. К 1980-му году Саудовская Аравия выкупила у американцев право самостоятельно распоряжаться своими углеводородами. Но технологии, оборудование и даже специалисты в нефтедобывающей отрасли государства до сих пор все из тех же Штатов.
С Вашингтоном отношения у королевства очень и очень тесные. Американцы – одни из основных покупателей аравийской нефти и главные продавцы оружия дому Саудов. Десятилетиями не покидающая первые строчки рейтинга крупнейших экспортеров нефти Саудовская Аравия меняет свои углеводороды только на доллары США, не принимая никакую другую валюту. Это выгодно и для американцев, и для саудитов. Первые получают стабильную валюту, спрос на которую есть во всем мире, ведь для того, чтобы купить саудовскую нефть, нужно купить американские доллары. Вторые получают постоянный приток этой стабильной валюты, позволяющий выплачивать не только одни из наибольших в мире зарплат, но и ежегодно давать каждому гражданину особые “нефтяные” бонусы, достигающие нескольких тысяч долларов.
Экономикой сотрудничество не ограничивается: два государства являются еще и политическими союзниками, годами совместно борющимися с распространением сначала советского, а ныне – шиитского иранского влияния на Ближнем Востоке. Уже в 1980-е столь тесная дружба исламской монархии со светским государством вызывала множество нареканий со стороны проповедников, выступающих за отказ от любого сотрудничества с “неверными”.
Еще в 1940-е годы, когда американцы только приступили к добыче саудовской нефти и других полезных ископаемых, некоторые улемы начали роптать, говоря о том, что неверным нечего делать на земле мусульман. Пригласившие американцев власти Саудовской Аравии в свою защиту заявляли о том, что запрет на помощь со стороны не-мусульман не абсолютен. И от него можно отойти в случае необходимости. В конце концов, напоминали Сауды, хадисы сообщают, что сам пророк Мохаммед при переселении в Медину взял в проводники не-мусульманина. Тогда недовольное духовенство удалось умиротворить – они вняли доводам правительства о том, что работа американцев принесет пользу всей стране, а вот без них нефти не выкачать и из бедности не вылезти.
Но какую пользу могут принести солдаты чужой страны, да еще и прибывшие воевать с мусульманами? Внятного, способного удовлетворить всех подданных ответа на этот вопрос не было ни у Саудов, ни у аль Шейхов. С момента заключения союза с американцами, нацеленного на войну с Саддамом Хусейном, наступает эра новой радикализации.
К началу ХХІ века репрессии со стороны властей загнали “Пробуждение” в подполье. Преследования заметных фигур движения продолжаются и по сей день. Уже в 2018 году был арестован аль-Хавали, активно выступавший против таких новаций наследного принца Мохаммеда ибн Салмана, как открытие кинотеатров с западными фильмами и разрешение женщинам водить автомобиль.
Еще только присматривающийся к королевскому трону, который занят его отцом Салманом, принц зачастую ведет себя как действующий монарх. Именно он инициирует реформы, связанные не только с показом кино, но и, например, с развитием альтернативных источников энергии в стране, буквально сочащейся нефтью.
Претендующие на главенство в исламском мире сунниты-саудиты втянуты в региональное противостояние с шиитским Ираном, также имеющим виды на главенство на Ближнем Востоке. Любые попытки шиитов, как в самом королевстве, так и в соседних странах заявить о своих правах, дом Саудов воспринимает как вызов своей власти и даже своему существованию. И американские доллары вместе с американским оружием помогают ему на этот вызов отвечать.
Хранители Святынь, повелители нефти
Комментариев нет:
Отправить комментарий